Статьи LNE

Жизнь после COVID-19

В период карантина у руководителей и специалистов бьюти-индустрии было почти два месяца, чтобы подумать о будущем. Судя по дискуссиям в социальных сетях, косметологи разделились на два лагеря. Одни считают, что мир, в т.ч. и рынок эстетических услуг, уже никогда не будет прежним. Другие полны оптимизма и уверены, что все вернется на круги своя.
Я не отношусь ни к первым, ни ко вторым. Мою позицию можно выразить словами поэта Андрея Вознесенского: «Все возвращается на круги свои. Только вращаются круги сии». Мир в целом не слишком изменится, но изменимся мы. Вернее, мы уже начали меняться.

Переход специалистов к частной практике
После эпидемии первым даст о себе знать изменение отношений «работник – работодатель». 
С 1 июля во всех регионах России будет введен налог на профессиональный доход, и многие специалисты индустрии красоты смогут получить статус самозанятых. К медицинским сотрудникам это не относится: они по определению не могут быть самозанятыми, т.к., согласно постановлению Правительства РФ № 291 от 2012 года, медицинская лицензия выдается только юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. 
А вот те мастера, которые оказывают бытовые эстетические услуги, оценят небольшой размер налога (всего 4%), легкость регистрации на сайте Федеральной налоговой службы, простоту получения оплаты от клиентов на личную банковскую карту специалиста. Деятельность в качестве самозанятого позволит легально оказывать услуги на дому (Жилищный кодекс РФ против этого не возражает), выйти из тени и не бояться проверок.
Что касается медработников, то за время самоизоляции многие тоже решили не возвращаться в клиники. В апреле множество косметологов обратилось ко мне с вопросами, как зарегистрировать ИП и открыть свой кабинет; как получить санэпидзаключение и лицензию; может ли медицинская сестра работать в качестве индивидуального предпринимателя и т.д.
Таким образом, медицинские работники тоже готовятся к самостоятельному плаванию. Конечно, случится это не сразу, но в достаточно близком будущем, как только специалисты смогут открыть собственные кабинеты и стать частнопрактикующими врачами.
Почему так происходит? Потому что людям стало понятно, что предприятие не будет защищать их интересы в условиях форс-мажора; что большинство частных клиник не предоставляют никаких социальных гарантий даже легально трудоустроенным работникам; что рассчитывать можно только на себя, а значит, нет смысла тратить время и силы на выстраивание того, что в марксизме называлось производственными отношениями. Индустрия красоты начнет дробиться на мелкие частицы, как дробится, падая на пол, тяжелая капля ртути.

Передел рынка косметических продуктов
Производители препаратов и оборудования переживают сейчас не лучшие времена. Транснациональные компании впервые в своей многолетней практике столкнулись с тем, что производственные и логистические цепочки рвутся одна за другой. С закрытием границ под угрозой срыва оказались поставки ингредиентов и упаковочных материалов, доставка готовых продуктов. 
Первый тревожный звонок прозвенел еще в январе, когда на фоне новостей о коронавирусной инфекции в Ухане котировки акций таких известных производителей косметики, как Shiseido и Kosé, на японском фондовом рынке упали соответственно на 5,5% и 7,1%. С тех пор эксперты больше не радовали нас хорошими новостями. Уже сегодня многие российские дистрибьюторы обеспокоены нарушением графика поставок, и никто не может предсказать, как события будут развиваться дальше – ведь если в одних странах эпидемия идет на спад, то в других только начинается. К тому же вирусологи обещают вторую волну заражений. В таких условиях глобализация, которая долгое время была главным движителем экономики, становится ее тормозом. И многим клиникам и салонам красоты придется решать, стоит ли лояльность бренду тех убытков, которые не замедлят появиться при нарушении сроков поставки косметической продукции.

Передел рынка медицинских эстетических услуг
Во время карантина многие клиники и салоны красоты не смогли выплачивать арендную плату и были вынуждены отказаться от своих помещений. 
Предприятиям, оказывающим бытовые эстетические услуги, сменить помещение достаточно легко. Руководители таких заведений полны оптимизма и уверены, что когда экономика «очнется», их ждут хорошие предложения на рынке коммерческой недвижимости.
А вот для организаций, оказывающих медицинские косметологические услуги, ситуация гораздо сложнее. После смены адреса им нужно заново получать санэпидзаключение и медицинскую лицензию. Кроме того, при получении документов придется учитывать ужесточившиеся за последние три года стандарты оснащения, требования к площади кабинетов, квалификации специалистов и руководителей, включенности в цифровую экономику. Тут есть только два варианта действий: либо подняться на новый организационный и технологический уровень, либо отказаться от медицинских услуг. И – да, место отказавшихся займут частнопрактикующие врачи с медицинской лицензией.

Сложности с выставками и конгрессами
Осень этого года станет моментом истины для многих выставочных, научных и образовательных мероприятий. Поскольку всем организаторам пришлось сдвинуть сроки на сентябрь-ноябрь, события будут накладываться друг на друга. Конкуренция ужесточится еще и потому, что количество «звездных» докладчиков не так уж велико, равно как и перечень тем для обсуждения. Когда мероприятия растягивались на целый год, места и времени хватало всем. Теперь же в календаре станет тесно. Чтобы привлечь внимание потенциальных участников, организаторам придется искать либо новые формы конгрессной и выставочной работы, либо новые лица и идеи.
В сумме всё вышеперечисленное выглядит невесело. Однако бьюти-индустрия, конечно же, не собирается умирать; она имеет достаточный запас жизнеспособности, чтобы преодолеть трудности этого года. В конце концов, нам не привыкать! LNE