Статьи LNE

Телемедицинские технологии в клинике терапевтической косметологии

«Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий не является отдельным видом медицинской деятельности, и телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность». 

С момента вступления в силу 21 ноября 2011 года Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ведутся дискуссии о целесообразности применения телемедицинских технологий (ТТ) в терапевтической косметологии. Действительно, не сразу понимаешь необходимость использования digital-технологий в косметологии. Сначала была электронная отчетность, потом – электронные кассы и CRM-программы (Customer Relationship Management – программное обеспечение, позволяющее создавать карточки пациентов и отслеживать историю взаимоотношений с ними), а затем еще телемедицина и ЕГИСЗ (Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения).
ТТ могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи: 
• первичной медико-санитарной помощи; 
• специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи; 
• скорой, в т.ч. скорой специализированной медицинской помощи; 
• паллиативной медицинской помощи.

«При проведении консультаций пациентов и (или) их законных представителей с применением телемедицинских технологий лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в т.ч. формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации)». 

Диагностика и лечение
Из приказа следует, что первичный прием необходимо проводить в очной форме, что исключает вероятность ошибок от неправильно собранного анамнеза и последствий неверного лечения. 
А вот возможности повторного приема и консультации безграничны. Порой не всем пациентам удобно приезжать на осмотр после процедуры или плановый прием для коррекции лечения. В этом случае на помощь приходят ТТ. 
Практически при любом лечении требуются систематические осмотры для оценки результатов.
После проведенных инвазивных процедур, при длительном лечении, например при терапии акне, алопеции, коррекции веса, необходима плановая консультация. К сожалению, пациенты клиники терапевтической косметологии зачастую игнорируют их. А вот ТТ не позволят потерять пациента из виду и помогут качественно завершить лечение.
Порой, проведя процедуру в клинике, мы не знаем, каков будет конечный результат. Действительно, поставив себя на место пациента, начинаешь думать, как он: «Зачем ехать через весь город? Только для того, чтобы врач сказал, что лечение идет по плану, следует продолжать прием препарата и приехать на осмотр на следующей неделе?».
Часто врач не может объяснить пациенту, насколько важен такой осмотр. Вопрос дисциплины здоровья всегда был болезненным для ряда пациентов клиники терапевтической косметологии. ТТ позволяют это исключить и реализовать медицинскую, а также маркетинговую программу. Помимо качественно оказанного лечения специалист находится в постоянном контакте с пациентом.
Сегодня часто проводятся онлайн-консультации через мессенжеры и социальные сети, но это нарушение прав пациента, т.к. информация находится в открытом доступе. Простой пример: любую переписку можно скопировать. А если эта информация попадет к третьим лицам? При использовании ТТ это невозможно, т.к. консультации проводятся на специально защищенном канале. Воспользоваться им можно только после персональной авторизации. 
Все консультации записываются и архивируются, поэтому при необходимости всегда можно обратиться к архиву и просмотреть запись консультации.

«Материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов (или их законных представителей), включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента, данные, формирующиеся в результате дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента (далее – документация), а также аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее – сопутствующие материалы), подлежат хранению. 

Консультации и консилиумы
Одной из распространенных процедур клиник косметологии является аппаратная эпиляция, которую выполняют при таких заболеваниях, как алопеция, акне, гирсутизм. Часто клиника имеет лицензию на оказание амбулаторной помощи по косметологии, но для лечения пациентов с каждым из перечисленных диагнозов требуется консультация врача-эндокринолога, а порой и его непосредственное участие в лечении. Как быть? Мы отправляем пациента на поиски специалиста, который, не зная о методах и возможностях косметологического лечения, начинает все заново. Так мы теряем из виду пациента, не достигнув результата. 

***
Вся информация о телемедицинских технологиях представлена в следующих законодательных актах.
1. Приказ № 965н от 30.11.2017 «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».
2. Первая часть статьи 36.2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». LNE

«Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник (лечащий врач либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья) и (или) пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами – участниками консилиума) либо пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником». 
ТТ позволяют проводить консультации и консилиумы специалистов, не состоящих в штате клиники. Дистанционно, опираясь на поставленный специалистом клиники диагноз, врач-эндокринолог даст рекомендации пациенту и назначит очную консультацию или исключит ее необходимость. Далее врач клиники имеет возможность просматривать посещения пациентом этого специалиста, обмениваться с ним результатами обследований и лечения.